Декларирование доходов: что нужно знать украинцам за границей
В 2026 году получение доходов гражданами за пределами страны не освобождает от обязанности их декларирования. В то же время нормы законодательства предусматривают для налоговых резидентов Украины возможность зачета налогов, уплаченных в другой стране, и избежания двойного налогообложения — в рамках, определенных международными договорами.
О том, какие действуют правила, напомнили в Государственной налоговой службе (ГНС), сообщают Новини.LIVE.
Какие доходы за рубежом необходимо декларировать
Как отметили в ГНС, согласно нормам Налогового кодекса, физическое лицо, имеющее место жительства в Украине, является ее резидентом.
Статус "налоговый резидент" определяет, подлежит ли физическое лицо налогообложению в Украине в соответствии с налоговым законодательством. Речь идет об обязанности граждан уплачивать налоги или подавать налоговую отчетность.
На суммы доходов украинских граждан-налоговых резидентов, получаемых из источников в других странах, распространяется требование декларирования и налогообложения в Украине. Однако это не касается доходов, освобожденных от налогообложения в соответствии с нормами Налогового кодекса или международных соглашений.
Налоговики уточнили, что речь идет о получении резидентами любых доходов от различных видов деятельности за пределами украинской таможенной территории.
В частности, требуется отчетность о поступлении следующих иностранных доходов:
- Дивидендов;
- Процентов;
- Роялти;
- Доходов от аренды имущества;
- Доходов от продажи имущества за пределами Украины;
- Наследства;
- Подарков;
- Выигрышей;
- Других доходов, полученных за рубежом.
По данным ГНС, такие доходы включаются в общий годовой налогооблагаемый доход физического лица-резидента и подлежат декларированию.
Какие ставки налогов применяются в 2026 году
Согласно действующим правилам, налог на доходы физических лиц с иностранных доходов должен уплачиваться по ставке 18%.
Отдельные виды доходов имеют специальные ставки и правила налогообложения. В частности: для дивидендов, начисленных нерезидентом, действует ставка 9%.
Также на иностранные доходы физических лиц распространяется военный сбор в размере 5%.
При каких условиях не применяют двойное налогообложение
В Налоговой службе отметили, что, если с дохода гражданин уже уплатил налог в иностранном государстве в соответствии с нормами международных договоров, то можно уменьшить сумму годового налогового обязательства в Украине на сумму налогов, уплаченных за рубежом.
При таких условиях при подаче годовой налоговой декларации необходимо:
- указать сумму налога, уплаченного за пределами Украины;
- приложить документ, подтверждающий уплату налога;
- учесть нормы международного договора Украины об избежании двойного налогообложения.
Ранее Новини.LIVE сообщали, что для украинцев в Германии подготовили изменения. В частности, они касаются зарплат в некоторых сферах и федеральных землях. С октября на 2,82% выросли зарплаты в Баварии. Выплаты будут произведены авансом, ведь повышение произойдет с задержкой на полгода.
Еще Новини.LIVE писали о том, что в октябре отдельные выплаты работникам бюджетного сектора могут быть задержаны на несколько дней. Такой сбой объяснили повышенной нагрузкой на Госказначейскую службу. В то же время государство гарантирует начисление пенсий, зарплат бюджетников и военных.